Лосев о Леонардо да Винчи ← Литература


  • Анонимно
  • 23:02 | 11.01.2008

Считается общепринятым петь дифирамбы эпохе Возрождения, славить гуманистов и т. д. На излете 70-х появляется книга Лосева "Эстетика Возрождения", в которой философ дает свое понимание этой эпохи, во многом отличное от общепринятой точки зрения. Характерный пример - лосевский анализ эстетики Леонардо.В обыденном и научном сознании фигура Леонардо крепко связана с эпитетами и "гениальный", "титанический", "разносторонний" и т. Д. Сколько споров вызывает знаменитая "Мона Лиза": она и "таинственная", и "неземная"... В творчестве и судьбе художника и ученого Лосев находит трагедию индивидуализма: Леонардо настолько высоко ставил самодостаточную, изолированную человеческую личность, что считал возможным передать все тайны бытия при помощи человеческого разума. Но, так как, человек, по факту, несамодостаточен, то Леонардо приходит к отрицанию воспеваемого им человека. В лице Леонардо, как пишет Лосев, Ренессанс приходит к самоотрицанию. Эти реалии воплотились в "Джоконде". "Что касается знаменитой "Моны Лизы", то зоркие глаза искусствведов уже давно рассмотрели в этом портрете чисто классические, т. е. возрожденческие, черты - ясность очертаний, осязаемую гибкость линий, скульптурные переливы настроения в пределах физиономии и гармонию противоречивого и зовущего в неопределенную даль портрета с полуфантастическим пейзажем и неопределенно звучащими голубовато-зелеными горами, с извилистой трактовкой пейзажа. Это - Ренессанс. Однако едва ли возрожденчески трактована знаменитая улыбка Джоконды, вызвавшая к жизни столь неимоверное количество разных анализов, часто весьма вздорных. Хорошо, елси просто говорят о влечении к себе этой улыбки. Ведь стоит тольковсмотреться, как можно без труда заметить, что она, собственно, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и с отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает еще на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством. Едва можно видеть в этом вершину Ренессанса. Мелкокорыстная, но тем не менее бесовская улыбочка выводит эту картину далеко за пределы Ренессанса, хотя и здесь общевозрожденческая личностно-материалистическая направленность все же остается непоколебимой".

А. Ф. Лосев о "Джоконде" (личная беседа. Из воспоминаний Бибихина):

"Джоконда... Тоже подорзрительный портрет. Во-первых, явно блудливый взгляд, не улыбка, а как-то ощеривается, что-то страшное в этом есть, и на первом плане блуд, что-то блудливое, зовущее к наслаждению каждого мужчину. И никакой духовности. Мещанину кажется, что загадочно. А главное, никакой таинственности нет. - Вот где настоящее Возрождение. Он понял, что многое может создать, - а если от Бога отказаться, то можно многое создать, - и вот он извращенно сочетает разные вещи. В Моне Лизе, хотя и поприличнее, внутренне это смрадно и отвратительно. Когда я рассматривал эти вещи, на меня они произвели отвратительное впечатление. Вот действительно Возрождение настоящее в своем крайнем выражении. - Как Леонардо превознесен, а смотри какой ужас, ведь это не человек, а ведь это гад какой-то! Это, конечно, передовое, но вот как передовое? Совсем не то, о котором думают обычно. - Как от Бога отказался, так потом дьявольщина всякая началась. Это же дьявольщина все.

Спасибо, Кирилл. Цитировал из "Эстетики" и чувствовал, что чего-то не хватает, что-то еще было. А это у Бибихина - спасибо.

Лосев здорово по "возрожденцам" прошел в "Диалектике мифа"... Еще мне кто-то рассказывал (со слов Азы Алибековны Тахо-Годи), что в приватных беседах А.Ф. называл это время "Эпохой Вырождения"!

а ведь современная психология называет Леонардо наряду с Николо Тесла- единственными гениями за всю историю человечества... Это что же за гений такой?!

Современная фрейдистская психология объясняет гениальность структурой бессознательного. Бессознательное с христианской точки зрения есть последствие первородного греха, ворота открытые демонам для искушения человека. Посему неудивительно, что главным гением стал Леонардо, следовавший шепоту своего бессознательного, наущению демонических сил.

А почему психология, да еще и современная, берется выносить суждения и гениальности кого-либо? Здесь вопрос точки отсчета: какова аксиология той или иной точки зрения. С христианской точки зрения, как правильно сказал Котовский, Леонардо не является гением. С точки зрения новоевропейской кулльтуры, может быть, Лелонардо и гений. Но если привлечь постмодерн, как логичный итог гуманизма, то вообще речи о гениях лишена актуальности. Вот только воспитанным в советском гуманизме нашим соотечественникам тема гениальностиЛеонардо греет душу.

Пожалуйста, войдите сначала через любую социальную сеть!

                 
Анонимно?

Войдите через любую социалку: