Почему в древней Церкви причащались в конце агап, а в современной - натощак, с соблюдением "литургического поста"? ← Разговор за чаем


  • Анонимно
  • 12:04 | 20.06.2011

Интересно ваше мнение.
На определения Вселенских Соборов просьба не ссылаться - они и так известны (по крайней мере мне)

а мы не богословы, мы - миряне :-)

Встречный вопрос. Почему древние христиане за Христа шли на мучения, а современным и пост труден и службы длинны и церковно-славянский язык не понятен?

ленивые потому что:-)

Для мученичества тоже?

для мученичества - трусливые :-)

Вот и ответ на тему. Христиане стали ленивые и трусливые, поэтому для принятия таинства им необходимо потрудиться над собой: попоститься, помолиться, что бы по своему состоянию немного приблизиться к древним христианам.

#7
Нелли Кириллова
+1000

исходя из 1 Кор 11 и тогда не все так было карашо ))
так что может и лучшее натощак :))

Нехороших не допускали, как и сегодня.

А почему раньше в песне Богоридице читалось:"Яко родила еси Христа Спаса, избавителя душам нашим", а почему раньше все молитвы пропевались протяжно и долго, а почему раньше православные крестились двумя пальцами, а теперь тремя? а почему мы тепреь "отложим" и "припеваем"? Раньше было по-другому.
Всё меняется, мы портимся. Надо нас стягать. Раньше люди и без "тощака" жили плохо и службы у них дольше были
ИМХО

п.с - плохо - значит тяжело

С начало появился "тощяк", а потом службы удлиннились!

#3 Нелли, люди шли на мучения, потому, что не хотели отрекаться от Христа, это очевидно. Не понимаю связи Вашего встречного вопроса с моим.
#11 Полина, во времена, когда причащались в конце агап не было того, что мы сейчас называем "службами". Выглядело это совсем иначе, согласно церковной истории. Я бы сказал, что люди большую часть таких молитвенных собранй сидели или даже лежали.
Кстати, ап.Павел в отрывке, приведённом в посте #9, говорит не о "недостойных причащения" (например, из-за отсутствия пощения перед причастием), а о "недостойно причащающихся", "не размышляющих о Теле Христовом". А Тело Христово - это Церковь.
Да и общий смысл упрёков к коринфянам сводился к тому, что они поделились на "партии" и каждый ест по отдельности. И Павел говорит, между прочим, что если перед агапой кто-то голоден, то пусть ест дома (до причастия!), но не унижает неимущих.

Я понимаю, например, почему решениями Соборов отменены и упразднены были в те времена агапы - именно по причине изложенной выше. Но я не понимаю, почему возник такой, прямо-таки мистический ужас перед Причастием, приведший к вот этим постным запретам.
Я тут одну книжку прочитал, там, среди прочего, описан якобы имевший место случай из 19 века, как один священник перед службой вдруг стал есть и взял да умер потом. А при вскрытии, якобы, у него весь желудок как обугленный обнаружили.
Возникает резонный вопрос - почему не обугливались желудки у апостолов и их учеников и последователей до 4-5 века?
Ну да, вы скажете, что апостолы особо святы, что у них особая благодать. Но категориями "особой благодати" и "сверхдолжных заслуг", как мы знаем, мыслят римо-католики, а не православные.
И тем не менее норма литургического поста появилась в своё время и спустя много веков стала настолько самоочевидной, что никто даже не спрашает, почему раньше было так, а теперь этак.
Всё-таки, друзья, простите, но по-моему ваши объяснения не объясняют вознкшей исторической коллизии.
Да вот пожалуйста, пример. В 20 веке наших православных мучали не легче, чем древних, но причащались всё одно с постом и соответствующими подгововительными процедурами.

надо выяснить - это есть в других Поместных Церквях?
вообще, возможно это появляется в противовес той проблеме, что описана в 1 Кор 11 ст 21.

Может, т.к. пост раньше вообще заключался в полном невкушении пищи, из благоговения - постимся перед принятием Тела и Крови, и постимся по-древнему так?..) естественно же постом готовиться к Великим праздникам

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8387

"В богатой и изнеженной Александрии, как видно, пытались обставить агапы особою пышностью и превратить их в настоящие богатые пиры. Такие деятели, как Климент Александрийский, энергично боролись против этих течений и прямо объявляли агапы с мясными блюдами за обыкновенные ужины. Они требовали соблюдения прежней строгой практики относительно трапез на агапах, практики, указания на которую мы встречали во II в., т. е. употребления на агапах исключительно растительной и, в крайнем случае, рыбной пищи. Здесь, следовательно, зародыш позднейшей постной диеты в христианской Церкви."

Разделение агап и Евхаристии произошло во II - III в. Причины этого сейчас установить довольно таки сложно возможно это связано с не благоовейным поведением, о котором писал ап. Павел. За то с мистическим ужасом и возникшей связи с этим мифологией все гораздо проще, обычное обрядоверие. Например так было с поминовением усопших. В IV в. свт. Амвросий Медиоланский писал что одни из вас поминают усопших на 3, 7, и 30 день, другие на 3, 9 и 40; современем Церковь остановилась на втором варианте, а не много погодя появились истории что в эти дни с душой происходит.

Почему же? И по этой причине тоже. А еще вспомните Миланский эдикт царя Константина. Народ в Церковь валом повалил. Тут уж не до агап! И не совсем обрядоверие, хотя про желудок - из той серии. Обрядоверие - вообще большая наша беда, но не надо забывать, что на церковную жизнь мирян повлияли монастырские уставы, а там, понятно, всё строже.
#14.Дмитрий, тут другой вопрос: как часто причащались перве христиане и что сейчас? Если причащаться один раз в год - разве не будет ужаса? Хотя полностью ответить на этот вопрос нельзя.
Всё течёт, всё меняется на планете Земля, а в Церкви действует Дух Святой, направляя её в условиях меняющейся жизни. Пути Господни неисповедимы.

При отсутствии института оглашения трудно себе представить возврат к первохристианской практике.

#18 Елена +1

Марина, согласен.

Может тему удалить?

ВАсилий, ну что все удалить да удалить. Лучше скажите что-нибудь?))))))

Пожалуйста, войдите сначала через любую социальную сеть!

                 
Анонимно?

Войдите через любую социалку: