Россия не имеет православно ориентированной социальной элиты ← События страны
- Анонимно
- 19:05 | 30.05.2011
Фрагмент из выступления отца Андрея Кураева.
В Высшей школе государственного администрирования МГУ (ВШГА) состоялась встреча с дьяконом Андреем Кураевым, профессором Московской духовной академии, старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философ. фак-та МГУ. Тема выступления – "Православие в начале третьего тысячелетия: точки роста".
И очень важно, чтобы Церковь могла говорить устами не только людей в рясах, но и мирских профессионалов. Для этого, опять же, и в самой Церкви важно научиться пробудить в людях желание здорового карьеризма. Это тема тоже очень непростая. В Православии очень глубоко укоренена традиция послушания, может быть, даже уклонения в чём-то от социальных конфликтов, "подставь другую щёку"… Но есть одна серьёзная проблема сегодня. Я постоянно в светской прессе вижу очень похвальные репортажи, если кто-то из батюшек, монахинь работает с маргиналами. Вот такой-то приют для стариков, для детей-инвалидов. Но, знаете, у меня возникает вопрос: а не происходит ли при этом желания маргинализировать саму Церковь? То есть, университеты и работу с элитами оставьте Хаббарду и прочим молодёжным сектам, а вы, православные, давайте там где-то, на обочине.
Я вновь возвращаюсь к своему главному тезису: христианин не имеет права на решительную эмиграцию. У нас есть обязанности и дела здесь, в этом мире. В этом одно из главных отличий христианства от гностицизма, раннехристианской ереси. Гностицизм – это идеология эмиграции, быстрее из этого проклятого космоса. Пафос православия – свет во тьме светит. Зерно бросается в землю, закваска кладётся в тесто, чтобы изнутри всё это преобразить. И вот не может христианин сказать: "Я христианин по воскресеньям, а по понедельникам это меня не касается. Я сын в храме, но не дома, не в автобусе, не в метро, не на работе". И вот тут возникает очень сложный, нетрадиционный для православия вопрос профессиональной этики, деловой, профессиональной этики.
У нас привыкли сегодня, благодаря Максу Веберу, с протестантской этикой Церковь связывать. А вопрос очень непростой.
Православный человек мечтает видеть Россию православной страной. Но не может быть православной страны без православно ориентированных социальных элит. А откуда эти православно ориентированные элиты возьмутся? Делегировать наших прихожаночек-бабушек в депутаты Верховного Совета? Немножко поздно. Надеяться на серьёзное, искреннее обращение 50-летних чиновников? Трудно. Я слишком много вижу перед глазами примеров такого псевдообращения сегодня. Два примера. В Воронеже однажды проходит съезд православной молодёжи, и от имени местной областной администрации выступает чиновник, произносит такую фразу: "Мы с уважением относимся к патриотической деятельности Русской Православной Церкви, потому что Русская Православная Церковь всегда цементировала наш народ". Тут я не смог удержаться, встрял: "Простите, но, кажется, Вы путаете методы сицилийской мафии и методы работы Церкви".
Мне всё время памятны слова Пастернака, очень рокерские слова: "Вечность – это, быть может, опаснейший из мятежников". Вечность нельзя коррумпировать, с ней труднее договориться. И поэтому она – опаснейший из мятежников. Очень точные слова для советского поэта.
Второй пример я видел пару лет назад, 13-го декабря, в день памяти апостола Андрея. Железнодорожно-чекистский фонд имени апостола Андрея в этот день устраивает свою презентацию в Кремле, в Кремлёвском дворце съездов, вручает орден апостола Андрея. У нас богатая страна, поэтому у нас в стране три ордена апостола Андрея: государственный, церковный и вот этот, общественный. Но ребята из фонда говорят, что "наш орден единственный, где бриллианты настоящие".
Так вот, значит, вручают они свой орден. Меня потрясли две вещи. Во-первых, представьте себе сцену Кремлёвского дворца съездов, оттуда дух Брежнева просто ещё… У вас отец Максим здесь был, а я не знаю, кто-нибудь занимался экзорцизмом во Дворце съездов, не уверен, поэтому дух Брежнева там везде чувствуется.
- Василий Иванов-Ордынский:
- 17:00 | 10.06.2011 | ответить #3026
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=183329
- Петр Саврасов:
- 17:02 | 10.06.2011 | ответить #3027
Необходимо идти по пути Православия.
Куда поставил тебя Господь - там и трудись и делай это на совесть, а бежать в монастырь - это не от силы.
Если хочешь настоящего подвига - то и не нужно ничего героического искать, кроме как жить по Православному в миру.
Это и есть сейчас подвиг.
Так мне кажется.
Поправьте коли не согласны или что не так сказал.
- Наталья Баранова:
- 17:04 | 10.06.2011 | ответить #3028
Петр,я с Васм согласна,так ведь и не говориться,что монашество более спасительно, чем мир...А что бы отказаться от каких-то материальных ценностей, необхлдимо достичь какой степени духовного совершенства,что под силу не многим...мне вот как-то не хочется идти полы мыть....
- Елизавета Гончаренко-Нескучай:
- 18:00 | 10.06.2011 | ответить #3029
Вот просто интересно, а что делать с детьми, которые начали в школе половую жизнь? Это по статье выше вопрос. Вроде умные размышления, а решения никакого не увидела. А это действительно важный вопрос.
Просто запретить не получиться, потому что чем сильнее запрет тем интерес сильнее. По крайней мере у большинствадетишек.
- Петр Саврасов:
- 18:03 | 10.06.2011 | ответить #3030
#100Наталья Баранова
10 июн 2009 в 16:47
"...А что бы отказаться от каких-то материальных ценностей, необхлдимо достичь какой степени духовного совершенства,что под силу не многим...мне вот как-то не хочется идти полы мыть..."
Мне кажется, что тут очень важным является именно не факт владения какими то мат ценностями, а именно то, что для того чтобы этими ценностями завладеть или для того чтобы отстоять свое право владения этими ценностями человек другого человека может затоптать насмерть. А от того что кто то чем то владеет, это вообще то не важно. Важно что бы это нечто не владело человеком.
Помните ту притчу про богатого, который пришел к Иисусу с вопросом как ему снискать Спасение, при этом перечислив свои добродетели - и Иисус ему сказал - пойди раздай все свое имение бедным и иди со мною.
Елки палки! Тому парню осталось только это сделать! Но сделать это было трудно, и именно поэтому Иисус ему указал на это дело, так как знал, насколько ему трудно это дело сделать.
- Анна Архипова:
- 19:00 | 10.06.2011 | ответить #3031
ничего себе! "лгунья, клеветница" , "клеветать не впервой" какой ужас... почему, если в одном монастыре что-то не так, так сразу все современное монашество неправильное? ужасный вывод(( не хочу никого оспаривать, но сама никогда этому не поверю.
- Тимотэ Суладзе:
- 00:03 | 11.06.2011 | ответить #3032
№ 95: Слушай! Что значит "все сказано"??? Ушел и ушел!! Тебе какое дело??? Я монашеских обетов не давал и не нарушал! Что ты от меня хочешь?? Дай уже жить спокойно, наконец, ааааааааа????
- Татьяна Hanami:
- 10:05 | 11.06.2011 | ответить #3033
"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то' же. "
http://days.pravoslavie.ru/Bible/Z_rim_1_28________2...
- Тимотэ Суладзе:
- 12:01 | 11.06.2011 | ответить #3034
Это Вы Нелли нашей скажите, которая забинтовалась в юбки и платки и выдает себя за "образец" Православия.
- Татьяна Hanami:
- 12:05 | 11.06.2011 | ответить #3035
Я это себе, в первую очередь, говорю...