Что есть "Я", "личность", с точки зрения православного богословия?? ← Жизнь


  • Анонимно
  • 03:03 | 27.02.2011

Вопрос к людям, разбирающийся в психологии и Богословии одновременно.
Мне всегда хотелось понять, что в действительности представляет собой наша личность, наше сознание, наше"Я". Читал довольно много интересных идей и концепций, но все они были довольно далеки от православия, а я верующий человек...
посоветуйте пожалуйста литературу, на этот счёт.
Надеюсь, не сочтёте за мудрствования.
Спаси Господи всех.

вот)

статьяhttp://pravoslavie.ru/polemika/070514124033

ЛекцияА.И.Осипова

http://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_conten...

"
СеRж Сергей сегодня в 18:23
статьяhttp://pravoslavie.ru/polemika/070514124033"

Прочитал статью. Прочитал и подумал на эту тему и не согласен категорически. Автор вообще приводит в качестве примера непонятные аргументы про аборты и отрицание семейной жизни. И создаеться впечатление что все кто с этой статьей не согласен должны посыпать голову пеплом и в монастырь.
Мутная в общем статья, фундаментализм чистый. И хватит так настойчиво критиковать эпоху Просвещения и женщин профессионалов, блин не в Средние Века живем, прости Господи.

#3 Плохая статья. Противопоставление самости (как личности с собственной волей) и спасающейся душой - бред. Именно потому, что Самость (в терминах статьи) пытается сама выбрать себе религию и строит мировоззрение люди могут придти к Богу. В общем, спекуляция на спекуляции, не могу рекомендовать к прочтению.

http://www.mitras.ru/whole_human.htm

Митрополит Антоний Сурожский
Тело, дух, душа: целостность человеческой личности

попробуйте это прочитать...

Бог дал человеку возможность свободного выбора. И этот свободный выбор человек совершает сам. Вместе с тем, как учит православие и показывает мой практический опыт (позволю себе!), душа стремится к Богу и только в нём находит окончательное успокоение и единственную окончательную цель своего движения.

О литературе.

Интересный сравнительный анализ самых разных концепций личности (в том числе православной духовно-ориентированной психологии) представлен в книге Е.Ю. Коржовой "Психология личности".

На мой взгляд, блестяще представлена система состояний сознания в книге Ю.М. Зенько "Психология религии" (второе издание, 2009). Даже если сознание может самостоятельно принимать решения, то на него влияют состояния, в которых оно находится. У этого автора есть и другая книга по данной теме: "Основы христианской антропологии и психологии", но я её не читал. По названию подходит.

Проблема совести как стержня "системы принятия решений личности" (выражение моё) рассматривается в книге Е.К. Веселовой "Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности". Автор рассматривает совесть как "внутреннее нравственное ядро личности, которое обладает интегральным характером в качестве структуры самосознания" (с. 155).

Священник Игорь (Поляков) представил свои представления о проблеме сознания, которые базируются на психоаназе и творениях Святых Отцов.Фрагмент такого представления есть в его видеолекциях: http://likidushi.ru/video.html. Я как-то слушал его доклад, даже довелось подискутировать. Здесь и далее я говорю о его видеолекции "Православная аскетика с точки зрения аналитической психологии". По моему скромному мнению, проблема вытеснения (механизм защиты, описан З. Фрейдом и его последователями) объясняет некоторые случаи, но не все. Поэтому изучить представления отца Игоря (Полякова) полезно, хотя и несколько опасно, т.к. придётся отвечать для себя на вопрос "а кто же прав и в чём?". Мой вывод по видеолекции был таков: в аскетической практике нужно идти от вытеснения помыслов к пониманию их природы и осознанной сублимации энергии (механизм защиты, также описан З. Фрейдом), управлению своими помыслами и, конечно, искренней молитве о помощи Божьей в этом деле, стремлением врасти самого себя по образу Божьему. Что, как стало мне ясно позднее, и происходит у хороших монахов, т.е. сохраняющих воздержание и мир душевный, обретающих постоянную, фоновую радость. Как раз и о. Игорь, насколько я его понял, и выступает за то, чтобы понимать свои стремления и сознательно ими управлять, а не просто вытеснять их.Более систематизированный, чем в видеолекции, взгляд о. Игоря на проблему сознания, возможно, содержится в брошюре о. Игоря "Вера, психика, здоровье". Я не читал, но, может, подойдёт.

Проливают свет на проблему сознания и труды Д.А. Авдеева - книги, интервью. Систематизированного описания сознания в его трудах я не встречал - может, Вы найдёте, - хотя многое стало понятнее.

Точно по теме - статья профессора, протопресвитера Василия Васильевича Зеньковского "Основы христианской антропологии". http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38280.php?ELEMEN...
Хотя была написана более 50 лет назад, не потеряла своей актуальности.

Основная проблема при изучении сознания в том, что православные и светские психологи по-разному понимают сознание и волей-неволей приходится сравнивать, выявлять, противопоставлять. В результате одни и те же явления разными специалистами, носящими квалификацию "психолог", могут оцениваться противоположно. Сегодня это сплошь и рядом. Один из самых видных примеров: отношения к содомии.
Так что Ваш интерес, Человек Разумный, - это интерес к основной проблеме современной психологии. )))

Православное учение о личности //Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем. Материалы Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии/ Сост. АНДРЕЙ Лоргус – М.: Индрик, 2003.

# 8 Владимир Харьков

а человек может придти к тому, чтобы вообще не пользоваться защитами? Их использование говорит об уязвимости, следовательно, имхо неадекватности (или свойстве субъективизма?).

#10 Артём Technogen Быков

Я верю, что, в принципе, может. Но это сознание должно быть развито. А ещё иногда практически довольно трудно понять, где используется механизм защиты, а где - нет. Т.е., например, вот если я вместо того, чтобы диссертацию писать, в интернете ответ пишу, и думаю при этом, что ответ в данном случае важнее, это рационализация моего нежелания писать диссертацию? Перед тем, как писать ответ, я взвесил всё, понял, что сегодня могу себе это позволить, но всё же моё решение носило вероятностный характер. Проблема с механизмами защиты, ИМХО, возникает тогда, когда нет ответственности за их использование в конкретный момент времени. Когда есть прогноз и есть ответственность - уже проще.
Кроме того, непонятно, как это жить совсем без вытеснения. Если "сутью вытеснения это мотивированное забывание или игнорирование", то возможно ли от него избавиться совсем? Человек, у которого нет чего-либо, о чём ему неприятно вспоминать или думать? Интересно, но я пока это себе смутно представляю. Либо мы неправильно представляем себе суть вытеснения.

Приятно или неприятно зависит от отношения имхо, вот в чем загвоздка... Я просто обдумываю такую концепцию и пока не знаю, абстракция это или всё-таки нет...

"в лесу грязи нет", как говорится...

Там, где начинается"Я" -заканчиваетсяБог.
чья не помню цитата. Мне оч по душе.

Я - это твое Эго, и согласна с тем, что сказала Елена Котова

#10: человек - всегда уязвим и субъективен (в той или иной степени).

#14: если дух в человеке (самый корень) от Бога, то Бог не заканчивается с Я. Более того, Дух - причина свободы, которая реализуется волей в соответствии с Эго (рассуждающим элементом).

#16 Точно!

Спасибо! очень интересные материалы!
особенно спасибо за Антония Сурожского
14
Под «Я» подразумевается сознание и личность.

Пожалуйста, войдите сначала через любую социальную сеть!

                 
Анонимно?

Войдите через любую социалку: